50 Cоветских фильмов о школе


Фильмы о школе - отдельный жанр в советском кинематографе,точнее - своего рода "когорта" советской кинопродукции, как, например, производственные драмы, оперетты или фильмы о войне, о спорте, о науке и т.д. Это группа фильмов, разных жанров, для разных возрастных категорий, но объединенные одной (основной или сквозной) темой - в данном случае, темой школьной жизни в советскую эпоху. Мне удалось найти 50 таких фильмов, и из них я составил свой рейтинг, который и буду здесь постепенно представлять. Среди 50-ти названий вы найдете и малоизвестные ленты, и всесоюзные хиты, в том числе сохранившие свою культовость и в наше время.

Чем замечательны советские фильмы о школе? Есть такое негласное предубеждение, что данная тематика считалась второстепенной, непрестижной что ли у кинообщественности. Вроде как, дети, подростки - это что-то несерьезное, здесь нет такого накала страстей, как, например, в военных драмах или экранизациях Шекспира. Наверное, поэтому главные классики советской режиссуры крайне редко обращались к этому жанру, и приглашение актеров-звезд - единичные случаи. Это понятно, школьные драмы, тем более детские комедии - малобюджетные работы, предназначенные для повседневного семейного просмотра.
Так бы оно и было, если бы не талант и изобретальность, каковыми и отличаются советские режиссеры, не только общепризнанные и великие. Например, Илья Фрэз и Динара Асанова - относительно малоизвестные классики - снимали не просто фильмы, а полновесные шедевры, в которых отражались все глубинные проблемы человеческой личности. Этим и многим другим режиссерам удавалось отражать в своих творениях такие острые и казалось бы запретные для совесткого кино проблемы, как подростковая агрессия и подростковая любовь. Порой недоумеваешь, как ТАКОЕ вообще могло попасть в фильм? Где была цензура? Некоторые откровенные сцены просто шокируют. Не в каждом "взрослом" фильме мы увидим такой драматизм на грани жизни и смерти, причем - в исполнении самих подростков.
Советские школьные драмы - это смелые, честные, хоть и не всегда качественно снятые фильмы, достоверно показывающие, в каких условиях приходилось жить и созревать советским школьникам.
Несколько примечаний:
-строго говоря, фильмов не 50, а чуть больше. Не удалось найти три произведения, а именно: "Ты только не плачь" (1979, реж.Алексей Мороз"), "Личное дело" (1939, реж.Александр Разумный), "Семиклассники" (1938, реж.Яков Протазанов) и "Князь Удача Андреевич" (1989, реж.Геннадий Байсак) - этот доступен, но очень долго скачивается...
-в рейтинг не вошел ряд известных детских советских кинохитов, где фигурируют школьники - "Старик Хоттабыч", "Приключения Электроника". Мне показалось, что эти творения надо относить к другим тематических группам, например, к группе фантастических фильмов. Хотя... вот "Гостья из будущего" есть в рейтинге, так что мой подход субъективен.
-к теме не относятся фильмы о пионерах, о студентах, а также ряд некоторых фильмов - "Первый учитель", "Республика ШКИД" (потому что не о классической школе), "Большая перемена" (потому что о взрослых), "Астенический синдром" (там есть несколько школьных эпизодов, но фильм совсем о другом).
-сразу предупреждаю: степень культовости (то есть некая ностальгически-эмоциональная составляющая восприятия фильма) не является для меня критерием при оценке произведения. Так что не расстраивайтесь, если обнаружите свой любимый фильм детства в нижней части рейтинга.
Теперь можем начинать...



50. "Первоклассница" (1948, реж.Илья Фрэз)
Хронологически первый советский фильм о школе из тех, что мне удалось найти, оказался первым (с конца) и в нашем рейтинге. Илья Фрэз - ключевая личность в истории школьного кино СССР, символично, что этим именем открывается наш список и им же (забегая вперед) заканчивается...
"Первоклассница" - единственный фильм о школе, снятый при Сталине, и менталитет людей той эпохи сквозит в каждом кадре. Оказывается, тогда школы были разделены по половому признаку - для мальчиков и для девочек. Дисциплина была строгой до фанатичности, у учащихся отсутствовала малейшая возможность как-то выделиться из массы - полная обезличенность. В общем, легендарная строгость советской педагогической системы "во всей красе". Ужасно наблюдать, как одинаково одетые и внешне еле различимые девочки-первоклассницы пытаются угодить "второй маме" - классной руководительнице.
Понятно, в то время показать школу в кино по-другому было невозможно. К счастью, всё скоро кардинально изменится...
оценка: 3/10
49."Сильная личность из 2 "А" (1984, Анатолий Ниточкин)
Ничем не примечательный десткий семейный фильм о второкласснике Диме, который решает жить по расписанию и соблюдать режим дня. По сути, мы видим моральное давление на школьника и навязывание ему образа жизни ("каким он должен быть") - со стороны родителей и красивой одноклассницы Зины. Дима расчитывает, что став прилежным мальчиком, он получит от нее право нести ее портфель после уроков. Для 1984 года такое изображение будней младшеклассников сильно устарел.
оценка: 3/10
48."Додумался, поздравляю!" (1976, реж.Эдуард Гаврилов)
Просто слабый фильм, непонятно о чем. По замыслу, шестиклассник Юра пытается самоутвердиться в новом коллективе, опять не без участия красивой одноклассницы. Режиссер пытался показать, как подросток развивает свою волю и добывает авторитет, проявляя изобретательность и оригинальность мышления. Получилось неинтересно и затянуто.
оценка: 4/10
47."Дневник, письмо и первоклассница" (1984, реж.Хабиб Файзиев)
Это фильм про узбекских пятиклассников, снятый на студии Узбекфильм. Можно было бы ожидать от фильма среднеазиатской экзотики, но режиссер свел ее к минимуму. Вместо нее мы видим обычную советскую школу, в которой учатся узбекские мальчики и девочки, правда, мыслят они как типичные советские школьники.
Мы наблюдаем за школьными буднями двух друзей-одноклассников Улугбека и Мирвали. К сожалению, фильм пронизан морализаторством, система воспитания подавляет любое отклонение от норм, поэтому "два оболтуса", трепеща перед авторитетом старших и боясь навлечь на себя их недовольство, стараются стать прилежными мальчиками. Это суть. А выглядит оно так, будто друзья, проявляя смекалку, выпутываются из сложной ситуации.
оценка: 5/10
46."Мужчины есть мужчины" (1985, реж.Алексей Мороз)
Вроде бы смотрел недавно, но совершенно не помню, о чем фильм. Еще одно средненькое произведение на моральную тему, которую трудно обозначить конкретно. Есть в нем что-то веселое, но не настолько, чтобы было интересно.
оценка: 5/10
45. "Завтра, третьего апреля..." (1969, реж.Игорь Масленников)
Шестой "Б" класс решает для себя проблему морального характера - как далеко можно зайти, разыгрывая друга на 1 апреля? Видимо, кто-то все же "переборщил" с шутками, потому 2-го апреля решено было всем говорить только правду. Вроде неплохая тема... Но раскрывается предсказуемо морализаторски. Хотя есть в фильме интересные персонажи: либеральная учительница физики Ариадна Николаевна, дающая своим ученикам свободу познания, шестиклассник Орлов, начинающий художник, никем не оцененный и потому замкнутый. Наличие этих характеров дает режиссеру потенциал выйти на острые конфликты во взаимоотношениях между школьниками, но Игорь Масленников словно боится выйти на "минное поле" и ограничивается легкими и безобидными интонациями.
оценка: 5/10
44."Талисман" (1983, реж.Вениамин Дорман, Ара Габриелян)
Главный герой - школьник Саша - обнаруживает в себе способность приносить людям удачу. Добрый, наивный фильм. Все его недостатки связаны с тем, что фильм изначально проходной, не обреченный на популярность. Поэтому выбор режиссеров, сценаристов, актеров и пр. был соответствующим. Игра Ахеджаковой, Брондукова, Варлей позволяет задержать взгляд на экране, но "Талисман" - не из тех фильмов, который спасают актеры.
оценка: 5/10
43."Ох, уж эта Настя" (1971, реж.Юрий Победоносцев)
Этот фильм запоминается хотя бы тем, что в нем звучит песня "Лесной олень". Это история о 10-летней девочке-фантазерке: она придумывает историю о сказочной стране Эолис, которая, как оказывается, реально существует. Окружающее общество ей не верит - вот основная проблема фильма. Как бы напрашивается вывод: верьте детям и их фантазиям - им это так нужно!
В целом, неплохой детский фильм, жаль, что снят слишком просто, несмотря на эксперименты с анимацией.
оценка: 5/10
42."Когда я стану великаном" (1978, реж.Инна Туманян)
Бенефис молодого Михаила Ефремова, эта роль полюбилась многим зрителям и сделала актера культовым. К сожалению, крайне необычный образ советского школьника - благородного и артистичного Пети Копейкина, современного рыцаря, борющегося за справедливость - единственное ценное и интересное, что есть в фильме. Все-таки контраст явно не к месту: Петя по уровню мышления и мировосприятия на много старше своих сверстников. Наверное, такое бывает, но выглядит очень неестественно. Чересчур сильно смещен акцент на Михаила Ефремова - в ущерб действию и сюжету.
оценка: 5/10
41."Точка, точка, запятая..." (1972, реж.Александр Митта)
Здесь просто непонятно: для какой возрастной категории это фильм? Главный герой - Алеша, 8-классник. То есть практически старшая группа школьников. Но подана его история преодоления собственных недостатков (лень, несобранность, безвольность, замкнутость) как для первоклассников. И музыка в фильме какая-то детсадовская. Образ Алеши выписан слишком инфантильно, можно подумать, что он умственно отсталый, хотя абсолютно таковым не является. Из-за этих несоответствий возникает ощущение недостоверности истории. Но достоинства фильма позволяют нам повысить его оценку: здесь показываются психологические комплексы подростка как таковые, смело и без стеснения. Конечно, из всех подростковых комплексов выбраны не самые серьезные и глубокие. Поэтому только: 6/10
40. "Красный галстук" (1948, реж.Мария Сауц, Владимир Сухобоков)
За идеологическим пафосом просматривается вполне человечная и симпатичная история о дружбе двух шестиклассников в контексте пионерского движения (в то время пионерство было неотъемлемой частью школьной жизни).
оценка: 6/10
39."Все наоборот" (1981, реж.Виталий Фетисов, Владимир Грамматиков)
Еще одна замечательная роль молодого Михаила Ефремова (возможно, главная звезда советского школьного кино). В этом фильме предпринимается робкая попытка разобраться, что есть подростковая любовь. Можно ли ее воспринимать всерьез? Или деткам просто нечем заняться? Однозначный ответ авторы не дают, но явно склоняются ко второму варианту. Проблема подростковых отношений подана упрощенно, все острые улы тщательно скрыты. И можно было бы согласиться с такой позицией авторов, если бы не другие фильмы на эту же тематику...
оценка: 6/10
38."Доброта" (1977, реж. Эдуард Гаврилов)
Этот фильм стоит смотреть прежде всего педагогам, так как здесь раскрываются проблемы педагогических подходов к обучению детей: сколько свободы им можно дать и как далеко может зайти учитель в своей либеральности? А как поступать с трудными детьми? Однозначный ответ опять же не дается, потому фильм по жанру больше похож на зарисовку из жизни отдельно взятой школы: мол, посмотрите, что может произойти и в вашем образовательном учреждении. Как в итоге поступить - решайте сами.
оценка: 6/10
37."Все дело в брате" (1976, реж. Валентин Горлов)
Легкая, забавная история о двух братьях. Младший, Фрол, - максималист, всеобщий пример для подражания, занимает в школе пять комсомольских должностей, "звезда" - его так и называют: "суперстар", "самый лучший человек в школе", "юный Наполеон". Старший, Андрей, относится к жизни гораздо проще. В меру ленивый, внутренне свободный. И вот оба решают друг друга перевоспитать, и таким образом сталкиваются две крайности. Заканчивается все хорошо, хотя без драки не обошлось...
оценка: 6/10
36."4:0 в пользу Танечки" (1982, реж. Радомир Василевский)
Еще одна легкая история, в которой всё на своем месте и всё в меру: мораль есть, но не зашкаливает. Татьяна Ивановна (Танечка) - новый классный руководитель у 5"Б". С учениками у нее складываются поначалу сложные отношения, и весь фильм о том, как учительница и ученики путем взаимных проверок на порядочность приходят к полной гармонии.
оценка: 6/10
35."Уроки французского" (1978, реж.Евгений Ташков)
Фильм разочаровал. Зная одноименный рассказ Валентина Распутина, ожидал увидеть крепкую драму об учительнице и о школьнике, которого она пыталась накормить (время было голодное, а мальчик жил в городе без родителей). Литературный первоисточник имеет большой кинематографический потенциал, по нему можно было бы снять фильм, берущий за душу, вызывающий искреннее сострадание к подростку, да и к горе-учительнице тоже. Но получилось средненько, минималистично. Актеры как будто не соответствуют своим ролям, играют академично, уныло. Понятно, что и время показано унылое, мрачное, серое - послевоенная разруха. Но почему пресная унылость затмевает все другие эмоции? Режиссер не добавил в замысел ничего своего, оригинального, сведя свою функцию только до прямой экранизации - ни шага в сторону. Зрителям, не читавшим Распутина, конечно, фильм понравится.
оценка: 6/10
34."Перевод с английского" (1972, реж. Инесса Селезнева)
Еще одна "педагогическая поэма", в которой главный герой - молодой практикант Виталий Дудин, пренебрегающий педагогической наукой из принципа, - назначен классным руководителем 6"Б" класса. Основные события происходят внутри класса: один из учеников фальсифицирует письмо, якобы отправленное ему сверстником из США. Педагогам предстоит "разрулить" конфликт - сделать это необходимо как можно деликатнее. Дудин в одиночку с этой задачей не справляется, и ему помогает более опытная Виолетта Львовна. Вот и вся история.
оценка: 6/10
33."Дом с привидениями" (1987, реж. Ефим Галперин)
Этот фильм можно смело назвать триллером: здесь есть и криминал, и драки, и экстрим, опасность для жизни. Действующие лица - пятиклассники, поэтому вся история подана по-детски нереалистично.
оценка: 6/10
32."Шантажист" (1987, реж. Валерий Курыкин)
И снова Михаил Ефремов, тут он уже старшеклассник. Замечательный мог бы получиться фильм о дружбе и предательстве, если бы не слабый, недоработанный сценарий. Последняя сцена, что называется, ни к селу, ни к городу, придумана, видимо, для нагнетания страстей, что в данном случае совсем не уместно. Очень хорошая игра актеров-подростков при поддержке маститых Александра Ширвиндта и Леонида Куравлева. Интересна идея сталкивания двух подростковых темпераментов - мрачного мизантропа (Ефремов) и безответственного пофигиста (Тихомирнов). При том, что они лучшие друзья. Но всё убивает сценарий...
оценка: 6/10
31."Учитель пения" (1972, реж. Наум Бирман)
Чувствуется рука мастера - классика советской режиссуры Наума Бирмана ("Трое в лодке, не считая собаки", "Хроника пикирующего бомбардировщика"). "Учитель пения" сделан в лучших традициях детских комедий: светлый, добрый, интересный, веселый, без навязчивого морализаторства. Отлично воспринимается в главной роли доброго, но строгого, преданного своей малопрестижной профессии учителя пения Андрей Попов. Что еще нужно для хорошего фильма?
оценка: 7/10
30."Приключения Петрова и Васечкина" (1983, реж. Владимир Алеников)
Похождения двух друзей-четвероклассников стали культовыми во многом благодаря удачному и необычному жанру: "детская интеллектуальная комедия". Что-то типа "Ералаша" для отличников. Юмор Петрова и Васечкина, их восприятие жизни можно назвать "изысканным" - насколько это понятие подходит к советскому ребенку. Получилась парадоксальная форма: строго говоря, всё, что происходит в фильме - бред полнейший: мальчики разговаривают так, как "в реале" не разговаривают дети - это речь кандидатов наук; реалистичные и фантастические эпизоды перемешаны так, что действие становится просто абсурдным; выступления какого-то школьного ансамбля (типа для антракта) кого-то может раздражать. Но авторам повезло: зрителям эта гремучая смесь понравилась, они оценили иронию и даже смелость тех, кто всё это придумал: цензура могла бы углядеть в "Приключениях" сатиру на систему образования. Но советская цензура к школьным фильмам не придиралась... Наконец, о всеобщем признании говорит тот факт, что в народ ушло множество крылатых фраз из фильма. Например, фраза "после сытного обеда, по закону Архимеда, полагается поспать" оттуда (хотя, возможно, она была известна и раньше).
оценка: 7/10
29."Гостья из будущего" (1984, реж. Павел Арсенов)
Ну, об этом фантастическом сериале с участием школьников-шестиклассников можно и не писать. Приключения Алисы Селезневой любят почти все. На сайте Кинопоиск из 19 отзывов только один негативный. При том, что невысокое качество этого произведения во всех компонентах видно невооруженным глазом. Современному молодому зрителю, воспитанному на голливудских спецэффектах, смотреть на этот старомодный, затянутый на пять серий детский "триллер" будет невыносимо скучно. Но кто раз проникся романтикой фанастической повести Кира Булычева уже не будет обращать внимания на недостатки фильма.
оценка: 7/10
28."Работа над ошибками" (1988, реж. Андрей Бенкендорф)
Малоизвестная лента перестроечной эпохи, криминальная драма. В эти годы образ среднего школьника сильно изменился: теперь это жестокий, нагловатый, дерзкий подросток, для которого нагрубить учителю - обычное дело. С такой действительностью и столкнулся журналист Андрей, временно устроившийся в провинциальную школу учителем русского языка. Андрей Михайлович ищет пропавшую рукопись репрессированного местного писателя, но параллельно с журналистским расследованием ему приходится "воевать" со своим классом. Не обошлось без криминала... Особой идеи в фильме нет: каждая из конфликтующих сторон несет потери, допускает ошибки, и сама жизнь заставляет над ними поработать...
оценка: 7/10
27."Переходный возраст" (1968, реж. Ричард Викторов)
Хорошая подростковая драма. 14-летняя Оля Алексеева (Елена Проклова) переживает сложный период, переживания нарастают, как снежный ком: девочка пишет стихи, но никто их всерьез не воспринимает; возникает конфликт с отчимом, усложняются отношения с мамой (та обманывает дочь насчет отца). Кроме того, тут еще одноклассник Коля рядом, с которым у Оли складываются особенные отношения... Фильм необычен тем, что главный герой-подросток - не юноша, а девушка, что, в общем, нетипично: все-таки рассказывать о проблемах мужского взросления, наверное, легче, и меньше шансов напороться на чересчур деликатные моменты. Но классик серьезного молодежного кино Ричард Викторов показывает психологические процессы у девушки вполне достоверно.
оценка: 7/10
26."Расписание на послезавтра" (1978, реж. Игорь Добролюбов)
Этот фильм раскрывает проблему одаренных детей на примере учащихся специализированной физико-математической школы. Здесь мы видим, насколько тип мышления таких школьников может отличаться от мышления среднего советского школьника. Идея авторов такова, что к интеллектуально одаренным подросткам следует относиться либерально и позволять им экспериментировать, даже если эксперимент обречен на провал. Так, двое молодых химиков поочередно взрывают школьную лабораторию, и директору (Олег Даль) приходится делать ремонт за свой счет. Когда один из этих горе-химиков, якобы придумавший способ изобрести вечный двигатель (в условиях школьной лаборатории), после неудачи заявляет в лицо ошалевшему директору: "Науку на замок не закроете!" - тот еле сдерживается, чтобы не свихнуться от такой наглости.
оценка: 7/10
25."Переступи порог" (1970, реж. Ричард Викторов)
Строго говоря, фильм не о школьниках, а об абитуриентах. Главный герой - Алик Тихомиров - яркий персонаж, амбициозный и принципиальный. В последние недели обучения в школе он пытается утвердить свою материальную и моральную независимость. Чтобы достичь своих целей и "встать на ноги", Алик решительно идет на конфликт с директором и с друзьями, по сути совершая предательство. "Я не считаю скромность великим достоинством", - говорит наш герой. "Переступи порог" - достаточно смелый фильм о том, что молодым людям-выпускникам школ общество обязано предоставлять определенный уровень свободы, хоть это и чревато конфликтами.
оценка: 7/10
24."Дневник директора школы" (1975, реж. Борис Фрумин)
Фильм о противостоянии двух педагогических систем: либеральной в лице диретора ленинградской школы (Олег Борисов) и отчасти устаревшой консервативной в лице завуча (Ия Саввина). Выражаясь спортивной терминологией, система директора одерживает трудную победу с минимальным счетом. Хотя бы так...
оценка: 7/10
23."Это мы не проходили" (1975, реж. Илья Фрэз)
Один из великолепных школьных фильмов Ильи Фрэза, посвящен, в первую очередь, педагогам. Молодые выпускники пединститутов разных лет могут считать эту ленту для себя культовой, программной. "Это мы не проходили" - гимн (или как сейчас говорят, пиар - в хорошем смысле) этой замечательной профессии. Веселый, дружный, интеллигентный коллектив, проходящий практику в красивом Пятигорске, романтика... Конечно, обучая пятигорских детей своим наукам молодые педагоги допускают ошибки в силу своей неопытности, но более старшие коллеги приходят им на помощь.
оценка: 7/10
22."Ключ без права передачи" (1976, реж. Динара Асанова)
Эта работа самобытного питерского режиссера Динары Асановой может показаться странной: с мутным сюжетом, выполненная в темных тонах, депрессивна и проникнута духом Северной столицы - это, пожалуй, главное достоинство фильма. Режиссер показывает нам достаточно смелый подход учительницы к детям. Марина Максимовна (Елена Проклова), преподающая литературу, использует, мягко говоря, нестандартные педагогические методики: приглашает свой класс к себе в гости, ведет с детьми откровенные беседы, держит себя с ними на равных, что, как известно, в педагогике недопустимо. Более того, ведет их на экскурсию по зимнему городу, по пути они встречают Булата Окуджаву и Беллу Ахмадулину (настоящих!), читающих свои стихи прямо на улице. Руководство школы замечает странное поведение Марины Максимовны и оказывает на нее давление...
Понятно, что молодая учительница, оставшаяся без мужа и с ребенком, женщина с заморочками, эмоционально агрессивная, она неосознанно пытается перенести свои психологические комплексы на детей. Однако те ее любят, воспринимает, как свою. Динара Асанова показывает, что эта проблема неразрешима в принципе . Потому остается только одно - продолжать жить...
оценка: 7/10
21."Розыгрыш" (1976, реж. Владимир Меньшов)
"После краткого визуального знакомства вы производите впечатление человека непростого", - так выразился один из учителей о 9-класснике Игоре Грушко, главном герое фильма. Первая роль Дмитрия Харатьяна оказалась очень яркой и удачной. Харатьяновский Грушко - безусловно, один из лучших образов в советском школьном кино. "Он возбужденный - от талантливости" - лучшая его характеристика. В этом фильме раскрывается много проблем: проблема творческой реализации подростка и непонимания со стороны старшего поколения, проблема дружбы и предательства, проблема заработка для подростка и т.д. В тоже время фильм производит впечатление поверхностного, легкого. Вроде бы не комедия, но серьезности ситуаций не чувствуется. Возможно, от того, что слишком много музыки и музыкальных номеров. Играют молодые музыканты, прямо скажем, попсу, что опять же указывает на намерение авторов фильма не углубляться в молодежную проблематику. В ином случае Харатьян и компания "рубили" бы рок!
оценка: 7/10
20."Друг мой, Колька!" (1961, реж. Александр Митта, Алексей Салтыков)
Смелость авторов фильма в том, что они балансировали на грани антикоммунистической пропаганды. Ну, я немного преувеличиваю. Но факт создания в школе тайного общества - это подрыв советской образовательной и воспитательной системы, а значит - и всей государственной системы в целом! Вот такую кашу заварил ученик-троечник Коля Снегирев - его, видите ли, раздражают отличники, покорно подчиняющиеся школьному пионерскому распорядку. А Колька не такой: он бунтарь, он против системы! Чтобы утвердить свою моральную незавивимость, Коля организует "Тайное общество троечников", цель которого - физическое насилие над "ботаниками" (до этого, к счастью, дело не дошло). В общем, сюжет взрывоопасный. Но авторы искусно переводят всю остроту на уровень детской шалости. Подрывная деятельность Кольки подается как простые хулиганские проступки, а тайное общество - что-то типа ролевой игры. Героя при всей его дерзости даже из пионеров не исключают, а в конце фильма он и вовсе предстает в благородном образе, рассказав милиции о преступлении, свидетелем которого оказался.
"Друг мой, Колька!" - хоть и конформистский фильм, но всё же уникален тем, что раскрывает острую для советского кино тему "хулиганство и школа". Для 1961 года и такого упрощенного подхода было достаточно, чтобы шокировать многих зрителей. Кроме того, здесь открыто критикуются некоторые крайности в системе образования, когда чересчур фанатичные пионервожатые терроризируют детей. Это прорыв в школьном советском кинематографе.
оценка: 7/10
19."Что бы ты выбрал?" (1981, реж. Динара Асанова)
Динара Асанова, один из недооцененных советских режиссеров, сняла фильм в своем "фирменном", редком и сложном жанре - молодежная психологическая зарисовка. И снова Ленинград, питерский антураж... Замысел усложняется и тем, что в главных ролях - учащиеся третьего класса, то есть совсем "малявки". А центральный герой - Володя Асанов, судя по всему, сын режиссера.
Динаре Кулдашевне удалось показать, как мыслит третьеклассник, о чем он думает. Мы видим, как движется, играет и развивается его сознание. Володя - не возрасту умный и чувствующий самого себя. Про таких людей говорят: рефлексирующий тип. "Эх, нажать бы сейчас какую-нибудь кнопочку и провалиться сквозь землю или, наоборот, катапультироваться в воздух, чтобы не слышать ничего". Он философ и в то же время обычный ребенок, любит пошалить. "Что бы ты выбрал?" - яркий и редкий пример авторского кино о школьниках.
оценка: 7/10
18."Дикая собака Динго" (1962, реж. Юлий Карасик)
Весь фильм держится на образе Тани Сабанеевой, гениально сыгранной Галиной Польских. По проблематике фильм пересекается с "Переходным возрастом", но здесь больше страсти, драматизма, даже трагичности. Мучительное депрессивное состояние школьницы из-за несчастной (а может быть, просто непонятной, неосознаваемой) любви показано так, как ни в каком другом фильме. И место действие выбрано не случайно - город Приморск, где-то на краю земли, откуда, кажется, невозможно сбежать - только лишь броситься в море... Так же и героиня не может убежать от своих эмоций, даже когда ей с матерью удается покинуть этот город.
оценка: 7/10
17."Чучело" (1983, реж. Ролан Быков) 
Культовый фильм Ролана Быкова с Кристиной Орбакайте поразил многих зрителей жестокостью, которой могут обладать, казалось бы, безобидные и милые детки. "Чучело" - прежде всего о проблеме "белой вороны", о 12-летней девочке, внезапно оказавшейся изгоем в школьном коллективе. На нее сваливается куча напастей: издевательства - физические и моральные, предательство друга, нервный срыв, как следствие - полная беззащитность и мысли о самоубийстве. Поражает и равнодушная позиция учительницы, не желающей толком разобраться в конфликте. "Чучело" - фильм-бомба для того времени, современному же зрителю лента покажется во многом наивной, что понятно: в наше время еще и не такое бывает. Вся жестокость еще впереди...
оценка: 7/10
16."Школьный вальс" (1977, реж. Павел Любимов)
"Школьный вальс" впервые в школьном кино выводит на первый план проблему интимных отношений среди несовершеннолетних. Тема, конечно, убойная. Жаль, что показана она немного тягомотно и скучновато.
В фильме два героя - он и она, Гоша и Зося. Их история очень схожа с сюжетом югославской ленты "Пришло время любить", которая прошла в советском прокате в 1979-м. Двое молодых знакомятся, влюбляются, потом зрителям как бы намекают на интимную сцену, и девушка беременеет. Далее происходит драма: юноша, узнав о беременности, берет самоотвод: "Больше всего в жизни я ценю независимость, и когда чувствую, что попадаю в каббалу, то просто ухожу". Зосе приходится одной решать все свои проблемы, с чем относительно успешно справляется и превращается в самостоятельную женщину.
Мне кажется, с таким сюжетом можно было бы снять гораздо более искренний, более проблемный фильм о подростковой любви. Но чувствуется нежелание авторов оснвоательно поработать с таким материалом. Видимо, давали о себе знать общественные стереотипы о "запретности" такой темы. Но и того, что мы увидели в "Школьном вальсе", достаточно, чтобы вызвать зрительские дискуссии.
оценка: 7/10
15."Куколка" (1988, реж. Исаак Фридберг)
Вот и добрались мы до настоящей жестокости, к показу которой советское кино созрело только в Перестройку. Кажется, впервые мы видим образ школьника, имеющего физическое и психологическое превосходство над педагогом. Хотя "школьница" - не подходящее слово для Тани Серебряковой, бывшей гимнастки, чемпионки мира. Советская спортивная система искалечила тело и психику девочки. Теперь это нечто типа зомби, не осознающего, зачем и для кого оно живет. И этому зомби всего 16 лет! После травмы, несовместимой с профессиональным спортом, Катя вынуждена пойти учиться в обычную среднеобразоватльную школу. Другими словами, ее насильно впихивают в "систему", которой она отчаянно сопротивляется, вплоть до грани жизни и смерти. Вот где начинается настоящая жестокость...
При этом фильм Исаака Фридберга нельзя назвать гениальным. С кинематографической точки зрения, многие эпизоды сняты слабо, есть некая путаница и в сюжете. Фильм "вытягивают" актеры, точнее - актрисы: Светлана Засыпкина - сама бывшая гимнастка (по сути, фильм снят про нее) и "учительница" Ирина Метлицкая, культовая актриса российского кино конца 80-х - начала 90-х, трагически погибшая...
оценка: 7/10
14."Дорогая Елена Сергеевна" (1988, реж. Эльдар Рязанов)
В том же году вышел еще один фильм о подростковой жестокости, не менее шокирующий, чем "Куколка". Наконец-то за столь острую тему взялся выдающийся классик отечественного кино. Надо отметить, что "Дорогая Елена Сергеевна" - единственный фильм в нашем рейтинге, где не показана собственно школа. Действие происходит дома у учительницы Елены Сергеевны (Марина Неелова). К ней в гости пришли ее ученики (трое парней и девушка) поздравить с Днем рождения, принесли тортик, шампанское и... устроили беспредел. Поначалу порядочные молодые люди превращаются в моральных уродов, готовых пойти на всё, чтобы заполучить ключ от сейфа, где хранятся их выпускные работы. Необходимо подделать результаты экзаменов, чтобы реализовать свои жизненные амбиции. По-хорошему Елену Сергеевну уговорить не получилось, пришлось перейти к шантажу. Дальше - еще больше жути.
Фильм Эльдара Рязанова получился чересчур мрачным, безысходным, пессимистическим. Похоже, что сам режиссер был сильно проникнут негативными настроениями того времени, которые и выплеснул в своем творении. И с разоблачением пороков молодежи он явно переборщил, показал всё самое худшее, что может быть в подростке, на давая ему шанса на раскаяние. Правда правдой, но кино не украшают такие крайности. Последняя сцена доводит степень "безнадеги" до предельного уровня: это хоть и не показывается, но зритель догадывается о самоубийстве учительницы, наивной и жестоко обманутой в своей наивности.
Эльдар Рязанов всегда успешно экспериментировал с жанром ссоциальной сатиры ("Гараж", "Забытая мелодия для флейти" и др.), но здесь в его химической формуле оказалось слишком много пороха...
оценка: 7/10
13."Сделано в СССР" (1990, реж. Владимир Шамшурин, Святослав Тараховский)
Чем замечательно перестроечное кино - своей безбашенностью, наглостью, агрессивностью. "Сделано в СССР" - это школьный трэш, снятый двумя малоизвестными режиссерами. Их творение словно подводит итог развитию советской школьной системе и выворачивает ее наизнанку, в духе постмодернизма. Как и многие фильмы того времени, низкого качества и со скудностью технических средств, "Сделано в СССР" берет своё действием, совершенно невероятным, абсурдным, но в каждой детали мы видим пока еще реальный советский менталитет.
Это фильм о коммунизме в отдельно взятой школе. Кто-то из учеников украл школьный видеомагнитофон, и руководство обращается за помощью к бывшему чекисту Виктору Андреевичу, как позже оказалось, психически больному человеку (Армен Джигарханян). Ему временно предоставляется полная власть в школе, чтобы ничего не мешало ему раскрыть преступление. Но начинается что-то странное... Вместо того, чтобы найти вора, Виктор Андреевич строит в школе тоталитарное общество со всеми его атрибутами: стукачами, пытками, репрессированными диссидентами. Сам же превращается в подобие Сталина, всеобщий культ, внушающий всем страх и ужас. Режиссеры показывают на примере этой школы модель советского общества, каким оно им видится. Понятно, что они и не пытались предостеречь строителей нового общества от крайностей советских вождей. Их цель другая - расправиться с прошлым через юмор, гротеск, угар. В те годы этим занимались многие художники...
оценка: 8/10
12."Соблазн" (1987, реж. Вячеслав Сорокин)
Всё-таки самые откровенные школьные драмы появились в 80-е. Здесь, как и в "Елене Сергеевне", разоблачаются пороки молодых людей, но в отличие от Рязанова, Вячеслав Сорокин показывает подростковые заморочки более объективно, сочувствуя героям и героиням, даже если те - последние подонки и стервы. А таких в "Соблазне" достаточно. Здесь нет положительных персонажей, даже главная героиня - учащаяся 10-го класса ленинградской школы Женя Родимцева, вызывающая симпатию у зрителя на протяжении всего фильма, в конце становится в один ряд с морально разлагающимися сверстниками, предав свои моральные принципы ради попадания в элитную подростковую тусковку - "хай груп". Мы видим крайне тяжелое моральное состояние школьной молодежи, характерное для того переходного времени. Но режиссеру каким-то чудом удается избежать пессимизма, вызывая у зрителей сопереживание Жене и всему ее поколению.
оценка: 8/10
11."Я вас любил... (Сочинение на вольную тему)" (1967, реж. Илья Фрэз)
И как контрастно выглядит с вышеописанными фильмами эта работа Ильи Фрэза о наивной и преданной подростковой любви, чистой и возвышенной. Почему-то веришь режиссеру: наверное, так оно и было в то время! Нет, это вовсе не "сопливая мелодрама" о мальчике и девочке, это спокойная драма о взрослении восьмиклассника Коли Голикова под влиянием своей любви к ученице балетного училища Наде. Есть в фильме и другие интересные персонажи, учащиеся и педагоги. Здесь всё как-то гладко, бесконфликтно, и этим фильм притягателен. При этом "Сочинение на вольную тему" нельзя упрекнуть в поверхности или безыдейности. Просто Илья Фрэз пошел по другому пути - показывать острую проблему через позитвные ее проявления. А это, думается мне, посложнее, чем показывать зрителям, в основном, негативную сторону.
оценка: 8/10
10."Чудак из пятого "Б" (1972, реж. Илья Фрэз)
Даже для меня неожиданно, что этот фильм оказался в десятке. Чего-то сверхособенного в нем трудно выделить. Лучше всего суть еще одной замечательной работы Фрэза отражает отзыв зрителя: "Очень хороший детский фильм, когда его смотришь то становится весело на душе и всё уходит прочь". И добавить нечего.
оценка 8/10
9."Аттестат зрелости" (1954, реж. Татьяна Лукашевич)
Какое-то время назад РуНет обошел один из эпизодов "Аттестата зрелости", проходящий по разряду видеоприколов. В этой сцене герой Василия Ланового как будто признается в любви своего лучшему другу-однокласснику. Какой же испорченный нынче пошел народ! :) Кто посмотрит фильм полностью, убедится, что ничего такого там нет, просто эпизод, как говорится, вырван из контекста. Есть в этом и плюс: старый советский фильм обрел дополнительную популярность.
Главный герой "Аттестата" - старшеклассник Валентин Листовский. В наше время таких детей называют интеллектуально одаренными. Но вместе с умом и различными талатнами природа наградила Валю сложным характером, из-за чего наш герой ссорится со всеми подряд. В результате его исключают из комосомола - случай для того времени экстраординарный. Это скандал как минимум на всю школу! Этот случай заставил Валю пересмотреть свои взгляды на жизнь и боле адекватно относиться к себе и людям.
Татьяна Лукашевич сняла очень хорошую молодежно-психологическую драму, блистательно с ролью справился молодой Василий Лановой. Но фильм не только о советской школьной системе, он достаточно серьезно раскрывает проблему существования в обществе одаренного ребенка, который в силу своих природных качеств просто не может идеально вписываться в систему. Вот, например, какие вещи говорят о Вале директор школы и учитель математики:
Директор: "Листовский - одаренный человек, а такие люди в большинстве своем ведут себя несколько необычно, но мы умеем прощать их личные недостатки".
Учитель: "Советские люди, одаренные или неодаренные, прежде всего должны быть настоящими людьми".
Вот такой проблемный и полемичный фильм получился у Татьяны Лукашевич.
оценка 8/10
8."Не болит голова у дятла" (1974, реж. Динара Асанова)
Как мы уже говорили, Динара Асанова снимала авторское кино о детях и подростках, и "Не болит голова у дятла" - лучший из тех, что касается школьной жизни. Это фильм о семикласснике Севе Мухина, по кличке "Муха", он ничем вроде бы не выделяется среди сверстников, но тот факт, что его старший брат - известный баскетболист, заставляет его искать способы стать самостоятельной личностью и выйти из тени брата. Еще он любит играть на барабанах, что жутко раздражает родных и соседей. В общем, Сева - творческий изгой. Нет, он не "белая ворона", но скорее "гадкий утенок", который неизбежно вырастет в прекрасного лебедя и затмит серую массу.
"Не болит голова у дятла" - фильм не о талантах и не одаренности, а о независимом характере, который встречается у молодых так же редко, как и высокие интеллектуальные способности.
оценка 8/10
7."В моей смерти прошу винить Клаву К." (1979, реж. Николай Лебедев, Эрнест Ясан)
Если проникнуться действием, то фильм оставляет мощное впечатление. Поначалу всё происходит как-то по-дестки, несерьезно (первый эпизод - вообще детсадовский). Но, как говорится, "начали за здравие, кончили за упокой". Детская комедия переходит в подростковую трагедию. Из действующих лиц никто не умирает - и то хорошо. Трагедия же главного героя, Сережи Лаврова, в том, как жестоко и болезненно ломается его мировосприятие, под воздействием несчастной любви. Любовь действительно приносит юноше эмоциональные потрясения, вплоть до мыслей о самоубийстве. Он предпринимает даже попытку, но насколько она серьезна - непонятно. Возможно, авторы решили смягчить этот эпизод, чтобы не шокировать советских зрителей. Но это еще не всё. В конце фильма Сережа остается ни с чем. Кажется, в нем начинает созревать новая любовь к другой однокласснице, которая и раньше была к нему неравнодушна. Но из-за жизненных обстоятельств этот росток любви обречен на гибель... Хотя интерпретировать концовку можно и по-другому.
"В моей смерти прошу винить Клаву К." - безусловно, один из лучших советских фильмов о подростковой любви, снят с минимальными техническими средствами, без "звездных" актеров, немножко монотонно, но если погрузиться в атмосферу, то небольшой катарсис по окончании вам обеспечен.
оценка 8/10
6."Шут" (1988, реж. Андрей Эшпай)
Валя Успенский ("Шут") - современный аналог тезки из "Аттестата зрелости". Шут тоже интеллектуально одарен и со сложным характером. Отличие от более "древнего" коллеги в том, что Валя Успенский живет в то время, когда молодым людям позволялось гораздо больше. В 80-е годы подростки получали возможность безнаказанно поиздеваться над товарищами, учителями и родителями. Валя делает это с особой изощренностью, а именно: ставит жертву в неудобную ситуацию, в которой публично раскрываются ее слабости и комплексы. Валя оправдывает свои поступки тем, что таким образом он помогает людям-жертвам увидеть свои недостатки и самосовершенствоваться. Свою систему воздействия на людей герой назвал "Шутэ" - по аналогии с каратэ: "У меня всё более изяшно: те же блоки, те же удары, только наносятся они не физически". Но нашла коса на камень, точнее, на учителя математики Игоря Александровича (Игорь Костолевский). Тот, будучи также очень умным человеком и хорошим психологом, раскусил сущность Вали и попытался его разоблачить: "Ты боишься людей, а больше всего боишься тех, кого хотел бы любить".
"Шут" раскрывает новые, более сложные, грани в подростковой психологиий. Даже удивительно, как авторы придумали такую историю. Хотя подобные дети действительно встречаются, эдакие "интеллектуальные монстры", и как к ним относиться - вопрос...
оценка 8/10
5."Чужие письма" (1975, реж. Илья Авербах)
Долго думал, включать ли это фильм в рейтинг. Все-таки "Чужие письма" - великолепная межличностная драма, но никак не фильм о школе. Хотя главные герои - школьница и ее учительница. У 9-классница Зины было трудное детство, жизнь ее сложилась так, что самым близким для нее человеком стала классный руководитель Вера Ивановна (Ирина Купченко). У Веры Ивановны свои жизненные трудности и вопросы, свои комплексы. Зина в силу своей неопытности не всегда может понять поведение "второй мамы" и осознать, что есть хорошо и что есть плохо. Здесь нет определенного сюжета. Драма как будто статична, почти не развивается, и конфликт в целом не разрешается. Можно много говорить о неповторимом стиле Ильи Авербаха, снимавшего своё, психологически тонкое кино, но это уже другая история...
оценка 8/10
4."Завтра была война" (1987, реж. Юрий Кара)
Исторически острый фильм о жизни школьников в депрессивное предвоенное время, в годы репрессий. Всё общество было заражено параноидальными настроениями. Особенно тяжело приходилось подросткам, по натуре отзывывчивым и благородным, еще не успевшим ни на кого настучать, никого предать. Их протест против системы обречен на жестокое подавление. Поэтому это единственный фильм о школе, в котором дело доходит до реального самоубийства. Тяжелый, трагичный и, наверное, нужный фильм об одном из наших потеряных поколений...
оценка 9/10
3."А если это любовь?" (1961, реж. Юлий Райзман)
Представляю реакцию зрителей, посмотревших в 61-м году фильм к тому времени заслуженного советского классика Юлия Райзмана. Шок! Дети целуются в кадре! Мама проводит с дочерью беседу о половой жизни! Неужели в совестком кино было такое возможно? Сериал "Школа" можно было бы и не снимать...
Конечно, фильм ценен не только откровенными сценами. Это настоящая трагедия подростковой любви в условиях спального района в большом городе. Всё на самом деле серьезнее: автор показывает нам не только реакцию общества на запретный тип отношений между школьниками, но и подчинение женского начала системе. Девушка сознательно, хоть и под давлением окружения, отказывается от своей женственности и от любви вообще ради спокойного, незаметного существования. Обратите внимание, как она одета в последней сцене - типичный образ советской женщины, грубой, мужественной, непривлекательной. А она еще несовершеннолетняя! Так рано предопределила свою жизнь.
Такие фильмы должны входить в золотой фонд советского кино, но обречены на низкую популярность в силу своей "детской" школьной тематики. В очередной раз мы видим, насколько несправедлив такой подход.
оценка 9/10
2."Доживем до понедельника" (1968, реж. Станислав Ростоцкий)
В отличие от предыдущего фильма, этот как раз и входит в "золотой фонд". Почему-то "Доживем до понедельника" оказался ближе и понятнее зрителям. Наверное, потому что тут всё идеально. Актерская игра, сценарий, детали - всё на своих местах и на высшем уровне. При простоте сюжета фильм показывает нам разнообразие человеческих образов, как среди преподавателей, так и среди учащихся. Кто-то из них обязательно вам полюбится. Здесь есть место и для душевности, и для легкой грусти - в лучших традициях советского кино.
оценка 9/10
1."Вам и не снилось" (1980, реж. Илья Фрэз).
Как и обещал, Фрэзом я начал рейтинг, им же и закончил. Рискну препдоложить: всё основные темы и проблемы советского школьного кино здесь сочетаются наилучшим образом. В подтвердение моей гипотезы говорит статистика: среди всех обозреваемых фильмов "Вам и не снилось" имеет наибольшее количество оценок на Кинопоиске, а также занимает второе место по количеству скачиваний на RuTracker.org (после "Гостьи из бубущего"). Стало быть, народ действительно любит этот фильм. Есть, конечно, люди, которые не очень любят "Вам и не снилось", хотя даже трудно представить - за что. Возможно, за излишнюю мелодраматичность действия, грубо говоря, за "сопливость"? Но здесь, мне кажется, всё адекватно: актеры не переигрывают (актеры вообще подобраны очень удачно: мужественный и утонченный Никита Михайловский и Татьяна Аксюта, на несколько лет старше своей героини, то есть, думается, актриса отлично чувствовала, как надо изображать девочку-подростка); интимные сцены присутствуют - но без эпатажа; банальных любовно-морковных признаний здесь тоже нет. В пользу фильма сыграло и изменение сюжета повести, по которой написан сценарий: в финальной сцене герой падает из окна и отделывается легкими ушибами, тогда как в оригинале всё трагичнее... Так что и здесь степень "сопливости" снижена до минимума.
В любом случае, "Вам и не снилось" - фильм, который будет интересно посмотреть всем. В конце концов, вариации сюжета о Ромео и Джульетте всегда были и будут востребованными.
оценка 9/10

(c) altereos

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...