Маргарита, Мария-Антония, Мария-Терезия и Екатерина: 4 инфанты


Их было четыре. Четыре маленькие девочки. Они жили почти в одно время, и носили этот милый, изящный и хрупкий титул – инфанта. Строгий, безумно элегантный, роскошно выверенный стиль Ренессанса и маньеризма уже шел, и четыре ребенка носили костюм, на котором каленым железом можно было выжечь тяжелое слово барокко. У каждой из них была своя семья и каждая прожила жизнь, не похожую на другую. Каждая оставила легкий, почти неуловимый след в истории и в искусстве, но каждая из них подарила миру частичку своего светлого детства, предстающую перед нами в «парадных» детских портретах.

Самую известную из них – инфанту Маргариту обессмертил гений Веласкеса. Навряд ли найдется хоть кто-нибудь, кто не знает этого личика с большими печальными глазами. Уйдя из жизни в 22 года, она оставила после себя другую девочку – Марию-Антонию, но та уже носила титул эрцгерцогини.

Веласкес. Портрет инфанты Маргариты.
Императрица Маргарита Тереза с дочерью эрцгерцогиней Марией Антонией.
 
Следующей по степени известности идет, пожалуй, ее старшая сестра – инфанта Мария-Терезия, которая станет королевой Франции, женой Короля-Солнце Людовика XIV и разделит судьбу многих нелюбимых, покорных жен.
Послы ее отца, короля Испании Филиппа IV, навестив Марию-Терезию через несколько лет после ее свадьбы, с грустью доносили своему королю, что придворный костюм Франции, делавший всех женщин похожих на кукол, обезличил инфанту. Что в своих тяжелых испанских юбках и пышных кудряшках, она была намного выразительней и индивидуальней. И, наверно, красивее. Безусловно, это чисто субъективно, но, глядя на портреты инфанты разных лет, я невольно прихожу к мнению, что в словах послов была какая-то сермяжная правда. Филипп сам привез дочь во Францию и, говорят, плакал, когда подписывали брачный договор.
Веласкес. Портрет инфанты Марии-Терезии.
Королева Франции Мария-Терезия.
Портрет королевы Франции Марии-Терезии.
 
Детский портрет инфанты Португалии Каталины Энрикетты де Браганза, думаю, знаком не слишком многим. Современников портрет ужасал.
Сейчас искусствоведы очень любят сравнивать его с портретом Маргариты в голубом.

Веласкес. Инфанта Маргарита в голубом.
В противоположность Марии-Терезии, о Каталине, или Екатерине, как стали звать ее в Англии, когда она вышла замуж за веселого короля Карла II, писали, что именно английская мода середины 17 века – изящная, более выдержанная, а значит и более элегантная, чем французская, сделала из дурнушки почти красавицу.
Сэр Питер Лели. Королева Англии Екатерина де Браганза.

Но вот судьба нелюбимой и ненужной жены, да к тому так и не родившей наследника, осталась такой же. Над воспитанной в монастыре Екатериной поначалу смеялся весь английский двор. И только годы спустя, трудно и тяжело, ей все-таки удалось добиться уважения.
Королева Екатерина Браганза.
Королева Екатерина.

А вот о четвертой инфанте неизвестно ничего, кроме имени. Инфанта донья Елена Фернандес де Кордова. Если у кого-нибудь есть хоть какая-то информация, буду очень благодарна.
 
  
P.S. Судьба каждой из них по-своему не дает покоя. Но если судьба Каталины Энрикетты интереснее историкам, то Маргарита-Терезия, безусловно, муза всех художников.))) Каких только фантазий не породила картина «Менины». Жил в 19 веке такой художник Эухение Лукас Веласкес. И, конечно, написал свои «Менины», которые вот лично мне нравятся больше всего из фантазий на заданную тему. Мне кажется, что ему удалось воплотить главную мысль Веласкеса о Маргарите – «лучик света» во мраке Мадридского Алькасара.

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...