Jean-Leon Gerome The Guard of the Harem 1859
Однажды вечером я покидал дом одного богатого мусульманина, одна из четырех жен которого страдала болезнью сердца. Это был уже мой третий визит, и, как обычно, мой уход, так же как и приход в дом, происходил в присутствии рослого евнуха, шедшего впереди меня и громко повторявшего "Женщины, удалитесь!", чтобы дамы гарема и невольницы-женщины знали о присутствии постороннего и могли скрыться. Выйдя во двор, евнух оставил меня одного, предоставив покинуть дом самостоятельно. Едва я собрался отворить входную дверь, как почувствовал прикосновение чьей-то руки: я обернулся и увидел стоящего рядом евнуха миловидной внешности лет восемнадцати или двадцати. Он стоял и молча смотрел на меня глазами, полными слез. Он продолжал молчать, и я спросил, чем могу ему помочь. Он еще помолчал в нерешительности, потом с жаром схватил мою руку и заговорил сдавленным от волнения голосом, в котором звучало отчаяние: "Доктор, вы знаете лекарства от всех недугов. Скажите, есть средство, чтобы помочь моей беде?" Мне не передать словами, как подействовала на меня его горячая мольба. Мне хотелось что-то сказать ему, но слова застревали в горле. Не зная, что сказать и как поступить, я просто открыл дверь и вышел вон. Но всю ночь и много ночей потом в ушах звучал его печальный голос и, признаюсь, не раз это воспоминание вызывало у меня слезы.
Эдмондо де Амичис, “Константинополь” (1896).
Сулейман-ага
В конце сороковых годов еще маленькой девочкой я жила в Измире в большом пятиэтажном доме, где когда-то размещался гарем одного паши, и знала там евнуха. Звали его Сулейман-ага. Это был человек с кожей цвета шоколада и без единого волоска на лице, так что выглядел он моложе своих лет.
У него всегда для меня находился какой-нибудь подарок. Я не помню, что это были за подарки, но один запомнила очень хороши. Я сидела у него на коленях, он своими темными и толстыми пальцами взял мой мизинец и надел на него колечко с ярким красным камешком. Потом еще одно великолепное колечко с прозрачным камешком надел на безымянный пальчик. Следом и средний палец получил колечко с зеленым камешком. Затем указательный палец — колечко с голубым камнем и большой палец — с розовым. Каждое колечко он очень медленно доставал из своего кармана, внимательно следя за моим выражением лица и явно наслаждаясь зрелищем. С тех пор ни один человек больше так меня не баловал.
В пятидесятые годы мы жили в Анкаре, и он продолжал время от времени нас навещать, каждый раз принося мне большую коробку шоколадных конфет с моей любимой начинкой из бананового крема. Приходил он всегда без уведомления, часто когда наша семья садилась обедать, но его посещения всегда были мне в радость. Сердце радостно билось, когда я открывала дверь и видела перед собой его рыхлую обвислую фигуру. Я сразу глядела ему в руки, высматривая соблазнительную коробку сладостей.
— Сезам, откройся, — говорил он непонятные мне слова высоким голосом, сверкая золотом передних зубов.
Казался он мне больше женщиной, чем мужчиной. Ходил сгорбившись, у него был ввалившийся живот и мягкое выражение лица. Фигура его напоминала песочные часы, и он больше походил на старую тетю.
За глаза родители называли его хадим, что значит "евнух". Как объясняла мне мама, это слово означает "безбородый". Однажды я слышала, как мой отец говорил, что "их" осталось совсем немного, и когда они все умрут, этот вид совсем исчезнет из жизни, а с ними закончится и та своеобразная эпоха.
Известие о его кончине пришло, когда мне исполнилось девять лет.
Примерно в то же время я узнала, что евнух — это кастрированный мужчина. Не будучи знакомой с мужской анатомией, я решила, что это мужчина, у которого отрезан пенис. Ужасная картина! Я уже вышла из того возраста, когда с подобного рода вопросами обращаются к родителям, а близкие подруги знали не больше меня. На уроках истории нам рассказывали о роли евнухов в пору султанов, какое положение они занимали при дворе и как вмешивались в большую политику. Сулейман-ага был одним из последних.
Прошло много лет, и я не раз видела евнухов в кино, в танцах и в опере. Их роли исполняли атлетического сложения полуодетые темнокожие мужчины в роскошных тюрбанах и с опереточными кинжалами. Они так были не похожи на Сулеймана-ага, что было трудно всех их называть одним словом "евнух".
Происхождение
Евнухи вызывают к себе непреходящий интерес, какое-то болезненное любопытство. И мне самой трудно пройти мимо этой темы.
Откуда взялись евнухи? Кто их придумал и для чего? Ответы я нашла в книгах, но и в них не все ясно. Первые следы евнухов обнаружились в Месопотамии, в колыбели земной цивилизации, где реки Тигр и Евфрат сливаются и впадают в Персидский залив. В плодородной дельте проживало немало разных племен, у некоторых был матриархат. Еще в девятом веке до нашей эры ассирийская царица Семирамида кастрировала рабов-мужчин. Эту практику переняли и другие владычицы. Жерар де Нерваль в книге “Путешествие на Восток” описывает свиту из евнухов, сопровождавшую царицу Савскую.
Типы евнухов
Известно несколько видов евнухов (кастратов), или скопцов: рожденные такими, насильственно кастрированные и евнухи, подвергшиеся кастрации по доброй воле ради сохранения чистоты и непорочности. “Ибо, — говорится в Евангелии от Матфея, — есть скопцы, которые из чрева матери родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного” (19:12).
Традиция использовать евнухов распространилась по всему Востоку от Персии до Китая. Воинственные племена, такие как персы, кастрировали своих пленников ионийцев и как военные трофеи вместе с самыми красивыми захваченными девственницами преподносили своим царям. В 538 г. до н.э. персидский царь Кир, завоевавший Вавилон, сказал, что евнухи, неспособные к деторождению и обзаведению собственной семьей, являются самыми надежными слугами. Это его высказывание мы находим у античного историка и биографа Ксенофонта (четвертый век до нашей эры):
По наблюдениям над другими животными он заключал, например, что строптивые кони от холощения лишь перестают кусаться и брыкаться, но отнюдь не становятся менее пригодными для войны; что быки от холощения также теряют свой прежний норов и упрямство, но не лишаются силы и способности к труду; что, наконец, псы после холощения перестают убегать от своих хозяев, но ничуть не становятся менее пригодными для того, чтобы сторожить, или для охоты. Равным образом и люди, лишенные любовного влечения, делаются лишь более спокойными, однако они не становятся менее усердными в исполнении поручений.
Ксенофонт. Киропедия / Пер. Э. Д. Фролова. — М., 1977. -С. 177.
Кастрации мужчин у иудеев и христиан способствовало убеждение, что женщина служит препятствием к достижению святости и непорочности. Христианский теолог и писатель второго века Тертуллиан утверждал, что Царство Небесное открыто для скопцов, и воодушевил многих на добровольную кастрацию. Многие из пошедших на это потом сожалели о принятом решении.
У Геродота есть рассказ о работорговце по имени Панион с острова Хиос, который покупал самых красивых мальчиков, кастрировал их, а потом снова продавал на невольничьих рынках. Среди этих мальчиков был Гермотим, который обрел большое богатство и могущество в Сардах (Сарды — древняя столица Лидии), став там дворцовым евнухом. Много лет спустя пути Гермотима и Паниона вновь пересеклись. Гермотим решил отомстить. Он уговорил Паниона поехать с ним в Сарды, посулив большую власть и богатство. Панион, не догадываясь о планах Гермотима, соблазнился обещаниями, попал в ловушку, коварно подставленную евнухом, и жестоко поплатился. Евнух заставил своего бывшего мучителя кастрировать четверых своих сыновей, а потом тех — кастрировать отца.
Католическая церковь проводила кастрацию мальчиков ради сохранения у них высокого певческого голоса сопрано для папского хора в Сикстинской капелле, и эта практика существовала со времен Ренессанса вплоть до 1878 года. Пели кастраты и в итальянской опере, где некоторые из них, как, например, Гримальди, Фаринелли и Николини, заслужили громкую славу.
Несколько сот евнухов состояли при мечетях в Мекке и Медине. Они вступали в контакт с приходящими на молебны женщинами, что обычным мужчинам в святых местах по законам ислама делать не разрешается.
Во второй половине восемнадцатого столетия в России существовала секта скопцов. Они верили в необычную легенду о Садах Эдема, где жили Адам и Ева, сотворенные бесполыми. После грехопадения остатки запретного плода были врощены в их тела в виде грудей и гениталий. Дабы вернуть себе былую непорочную чистоту, многие сами совершали над собой обряд кастрации, уродуя себя ножами, заостренными камнями и даже осколками стекла. Скопиы существуют и ло сих поп В Малой Азии в пятом веке до нашей эры жрецы храма Артемиды в Эфесе (одно из семи чудес света) и храма Сивиллы в римском Капитолии были евнухами. Позднее священные функции евнухов преобразовались в выгодную службу аристократам Греции и патрициям Рима. Гиббон писал: “Строгие эдикты Домициана и Нервы препятствовали их размножению, гордость Диоклетиана благоприятствовала им, а благоразумие Константина низвело их до очень скромного положения; но во дворцах недостойных сыновей Константина они скоро размножились и мало-помалу приобрели сначала знакомство с тайными помыслами Констанция, а потом и управление ими”
Гиббон Э. История упадка и крушения Римской Империи/ Пер. В. Н. Неведомского. - М., 1994. - С. 214.
Этот обычай существовал у жителей Византии и перешел к туркам. В четырнадцатом веке османы начали изолировать своих женщин, и Византия поставляла им евнухов. Но скоро турки сами наладили торговлю ими. В Китае кастрация получила широкое распространение и существовала вплоть до разрушения Большого дворца в Пекине. Однако если евнухами в Китае были исключительно китайцы, то в Турции ими были кто угодно, кроме самих турок: мусульманам кастрация запрещена Кораном. Сначала в Турцию поставлялись белые евнухи с Северного Кавказа, из Грузии и Армении, но люди этих народов тяжело переносили операцию и часто погибали. Крепче оказались черные (чернокожие) евнухи, они были выносливее и сильнее. И самыми доходными охотничьими угодьями в этом отношении стали Египет, Абиссиния и Судан.
Торговля евнухами
Согласно исламу, военнопленный становится собственностью захватившего его и, как всякая собственность, может отчуждаться. Мусульманские работорговцы стали завязывать связи с вождями африканских племен, уговаривая их продавать сначала пленных рабов, а потом и своих соплеменников. Выгодная торговля быстро развивалась.
Большинство невольников поступали из районов в верховье Нила, из Кордофана, Дарфура, Донголы и окрестностей озера Чад. Ими набивали трюмы больших лодок и везли по реке в Александрию и Каир. Из Дарфура и Сеннара в Судане, где пешком, где на верблюдах, их доставляли через Сахару. Других гнали из Абиссинии в порты на Красном море и оттуда на самые большие невольничьи рынки в Мекке, Медине, Бейруте, Измире и Константинополе.
Операция кастрирования
Поскольку ислам запрещает мусульманам кастрацию, это исполняли египтяне-христиане и евреи. Из массы невольников отбирали мальчиков и оперировали их прямо во время остановок на отдых. Это была тяжелая и опасная операция, часто кончавшаяся смертельным исходом, а сухой и жаркий климат не способствовал быстрому заживлению ран. Горячий песок пустыни считался лучшим бальзамом, так что кастрированного просто зарывали по шею в песок и держали в таком положении, пока рана не затягивалась. Перенесшие ужасную боль, кровотечение и последующее пребывание в горячем песке и выжившие становились очень дорогим товаром, приносившим купцам огромные барыши. Покупателями были богатые люди, и евнух имел реальную возможность занять в доме могущественного человека высокое положение и получить немалую власть.
Темное ремесло превращения нормального человека в кастрата было окружено глубокой тайной, и некоторый свет проливает лишь сравнительная этимология отдельных терминов этого дела: “давление”, “разбивание”, "отрезание" и "вытягивание". Согласно сведениям историка Н.М. Пенцера, в античную пору евнухи подразделялись на несколько четких групп:
Кастраты — с напрочь отрезанными пенисом и яичками;
Спадо — удалены яички методом вытягивания;
Филиби — яички разбиты и деформированы, семенные железы повреждены. Это делалось в самом раннем возрасте.
Известный путешественник и арабист Ричард Бертон приводит такую принятую на Востоке классификацию кастратов и методов проведения кастрации:
Сандали — без гениталий. Гениталии отсекаются одним взмахом бритвы, после чего в мочеточник сразу вставляется трубка. Рана прижигается кипящим маслом, и пациента помещают в кучу свежего навоза. Кормят пациента молоком, операция производится до наступления половой зрелости; выживаемость высокая. Евнухи с удаленным пенисом, но теоретически способные к копуляции и воспроизведению детей. Евнухи типа филиби. Яички удалены с помощью каменного ножа, а также путем их разбивания, выкручивания или прижигания.
Способы кастрации, очевидно, были одинаковыми во всем мире и различались лишь методами останавливать кровотечение. Вот как описывает кастрацию в Китае Картер Стент (1877):
Операция осуществлялась так: чтобы ослабить кровотечение, живот и бедра туго бинтуются или перевязываются жгутами. Удаляемые части тела трижды смачиваются настойкой жгучего перца, в то время как оперируемый полулежит, откинувшись на спину. После промывания гениталии — яички и пенис — отсекаются у самого основания изогнутым в виде серпа ножом. Кастрация завершается тем, что в отверстие у основания пениса вставляется оловянная трубка с краником или пробкой. Все это закрывается смоченной в холодной воде бумагой и осторожно перевязывается. После этого два человека, что орудовали ножами, берут прооперированного под руки и два или три часа водят по комнате, после чего его укладывают. Следующие три дня пациенту совсем не дают пить, что заставляет его страдать не только от жажды и от страшной боли, но более всего от невозможности справить естественную нужду. Через три дня повязку снимают, пробку извлекают, и несчастный получает возможность слить мочу, которая бьет струёй, как из фонтана. Если испускание мочи проходит благополучно, с пациентом все в порядке, и его поздравляют с успешной операцией. Если несчастному освободить мочевой пузырь не удается, это означает, что мочеточник распух, помочь ему нельзя и он обречен на гибель.
Историк Пол Райко упоминает серебряную трубку, которую евнухи прячут в своем тюрбане. Чтобы помочиться, они вставляют ее в мочеточник.
Легче всего кастрацию переносили мальчики, не достигшие половой зрелости. Кастрация в более позднем возрасте порождала у людей чувство большой безвозвратной потери и отчаяние, на почве которого происходил моральный срыв и вызревало стремление к мести.
Китайские евнухи
Запретный город в Пекине был закрыт для женщин, и большинство населения резиденции китайских императоров составляли евнухи. В царствование династии Мин (1368—1644) в стенах Запретного города проживали более тысячи скопцов. Это число постепенно сокращалось, и ко временам последнего китайского императора Пу и в начале двадцатого столетия их оставалось две сотни. Большинство евнухов внутри городских стен исполняли функции прислуги, однако у них были немалые возможности для продвижения по службе, и это привлекало в их ряды бедноту. Сама кастрация была делом недорогим, со смертельным исходом на уровне 4—5 процентов, и риск считался оправданным. Поскольку пополнением занимались сами евнухи, желающие попасть в эту касту стремились завести с ними полезное знакомство.
Многие из евнухов получали хорошее образование и под конец становились правительственными чиновниками. Обладавшие хорошими голосами пели в театре, другие занимали секретарские должности при сановных вельможах. По учению Конфуция, чтобы попасть на небо, человек должен быть захоронен весь целиком, поэтому китайские кастраты свои отсеченные органы всю жизнь носили при себе в особых сосудах с рассолом. Не всем удавалось сохранить их в целости, поэтому существовал черный рынок этих сувениров.
Последствия кастрации
В результате кастрации тело теряет волосяной покров, делается дряблым, голос становится писклявым, человек сильно толстеет. Кроме того, скопцы страдают недержанием мочи, ослаблением памяти, бессонницей и близорукостью. Кастратам нельзя потреблять спиртное, потому что алкоголь лишает их сил и вызывает боли в мочеточнике.
Есть многочисленные свидетельства, что евнухи гарема любили деньги и все то, что на деньги можно приобрести. Они любили вкусно поесть, обожали сладости, особенно шоколад и пирожные. Им нравились рассказы и легенды, они могли часами слушать страшные мифы и сказки, особенно из "Тысячи и одной ночи". Большое удовольствие получали от музыки и танцев, навевавших воспоминания о родной Африке. "Едва видимые в клубах ароматного дыма от благовоний, разгоняемого легким бризом с Черного моря по всему Сералю, евнухи и невольницы качались в ритме танца, следуя за мелодией воинственной музыки дикарей". Так описывает это Эдмондо де Амичис в "Константинополе" (1896).
Половое влечение у кастратов
Утрата половых органов, особенно в детском возрасте, необязательно освобождает человека от сексуальных влечений. У евнуха, лишенного только яичек, возможна эрекция члена, и он может заниматься сексом. Ричард Бертон в многотомном переводе “Тысячи и одной ночи” утверждает, что эрекция может длиться, пока сердце способно гнать кровь и страсть не остынет. В одной из сказок рассказывается о чернокожем юноше, который овладел девушкой и за это был наказан кастрацией. Став евнухом, он продолжал заниматься с ней любовью до самой ее смерти.
И действительно, некоторые евнухи крутили любовь с женщинами гарема. Монтескье в "Персидских письмах" приводит рассказ такого евнуха:
Я поступил в сераль, где все внушало мне сожаление о моей утрате: ежеминутно я ощущал волнение чувств; тысячи природных красот раскрывались предо мною, казалось, только для того, чтобы повергнуть меня в отчаяние.
...Помню, как однажды, сажая женщину в ванну, я почувствовал такое возбуждение, что разум мой помутился и я осмелился коснуться рукой некоего срамного места. Придя в себя, я подумал, что настал мой последний день. Однако мне посчастливилось, и я избежал жесточайшего наказания. Но красавица, ставшая свидетельницей моей слабости, очень дорого продала мне свое молчание: я совершенно утратил власть над нею, и она стала вынуждать меня к таким поблажкам, которые тысячи раз подвергали жизнь мою опасности. Цит. по: Монтескье Ш. Л. Персидские письма / Пер. с фр. под ред. Е.А.Кунста. — М., 1956. — С. 43—44.
Евнух с пенисом был способен продлить наслаждение партнера и потому был особо ценным любовником для женщин гарема. К тому же с ним не было никакой опасности забеременеть. Один из стражей дворца в своих воспоминаниях утверждает, что некоторые евнухи имели своих одалисок, а другие предпочитали юных мальчиков:
Эти злодеи влюблялись в красивых мальчиков и держали их возле себя; грешные телеса этих негодяев были переполнены страстью. Каждый из них покупал себе пару рабов и держал взаперти в своей комнате, ревнуя их к своим коллегам. Часто из-за этих мальчиков у них вспыхивали ссоры и драки. Разве не похоть толкала этого вероломного человека на такие поступки?
Jean-Leon Gerome The Bath
Евнухи также использовали препараты, усиливающие половое влечение, и всякие эротические атрибуты. Они имели сношение с внешним миром и покупали там разные эротические игрушки вроде искусственных членов. Они также были большими мастерами орального секса; женщины, выходившие замуж после связи с евнухами, по словам того же стражника, часто были недовольны своими мужьями в этом отношении:
Спрашиваете, какой сексуальный аппетит разгорался у одалисок, вступавших в половую связь с евнухами? Об этом весь Стамбул говорил. Те две одалиски получили свободу и вышли замуж. Через неделю мужья подали на развод с ними. Причиной послужили жалобы одалисок на то, что мужья оказались мужчинами хуже евнухов. Вот мужья и решили развестись с ними. Это случилось при мне, я это знаю.
Свидетельств самих евнухов о том, как они достигали собственного удовлетворения, не имеется. Эрогенными зонами у евнухов являются область вблизи мочеточника и анальное углубление. Бертон приводит свидетельства жены одного евнуха, утверждавшей, что ее муж занимался мастурбацией, фелляцией и анальным сексом и добивался сладострастного оргазма секреции простаты. При приближении к оргазму она подставляла ему подушку, иначе он мог искусать ей лицо и грудь.
Женитьба евнухов
Нередко евнухи женились на одалисках, но тогда они уже жили за пределами гарема. Главный евнух Ибрагима по имени Сюмбюль-ага женился на беременной одалиске, чтобы иметь не только жену, но и ребенка. Многие евнухи заводили собственные гаремы и заполняли их девственницами. “Я не искал любви, я искал страсти. Во дворце я не мог себе позволить этого, — читаем в воспоминаниях главного черного евнуха (девятнадцатое столетие). — На многих женщин я смотрел с вожделением, но мне грозила виселица, и приходилось сдерживаться. Тогда я решил жениться на одной из женщин дворцового гарема, что и сделал. Вы можете спросить, как могла женщина выйти замуж за такого, как я. Не знаю. За всю совместную жизнь с ней я ни разу об этом ее не спросил”.
Джон Ричарде в своих “Дневниках” (1699—1700) о таком супружестве пишет с большим презрением:
Есть вид супружества, если его можно назвать таковым, между женщиной и евнухом, который, как я слышал, был напрочь лишен всего мужского; однако же мне с полной достоверностью говорили, что они совершали cue способом, нам совершенно неведомым, и то есть не диво, ибо сами женщины между собой способны восполнять отсутствие мужчин, потому не стоит дивиться, что эти жалкие создания, уверенные, что они созданы для того только, чтобы удовлетворять мужчин, и не ведающие о грядугцем вознаграждении и наказании за добродетель и грехи наши, отнюдь не достойны восхищения, ибо предаются всем видам страсти и чувственности, в коих всех других женщин превосходят.
Восстановление утраченных гениталий
По легендам иногда половые органы вырастали вновь. Картер Стент зарегистрировал такие случаи, знакомясь с бумагами одного китайского суда. Там разбирались дела нескольких евнухов, у которых восстановились половые способности. Их подвергли новой кастрации, но теперь из-за возраста большинство повторную операцию не перенесли.
Евнух пекинского двора по имени Вей Чунсин в тайне содержал любовницу и старался всеми силами восстановить свои половые органы. Один доктор сказал ему, что для этого он должен съесть мозги семерых мужчин. Евнух заполучил семерых преступников, вскрыл их черепа, извлек мозги и съел. Результат этого остался неизвестен.
Поступающих в сераль евнухов подвергали тщательному осмотру. Это обследование проводили врачи, которые и потом периодически их осматривали и выясняли, не растут ли у них новые органы. Кстати, предпочтение отдавалось евнухам с отталкивающей внешностью; прелестные евнухи-красавцы существовали только на страницах “Тысячи и одной ночи”.
Во времена расцвета Османской империи в Серале было от шестисот до восьмисот евнухов, которых в большинстве случаев дарили султану правители разных провинций. Жили они в помещениях, находившихся сразу за Воротами блаженства. Вход закрывался двумя смежными дверями — железной и медной. Главный евнух каждый вечер получал ключи от этих дверей у стражника, а утром снова передавал их страже.
В передней всегда стояли наготове палки для битья новичков. Наказанию палками подвергался каждый новый евнух независимо от того, был ли он в чем виновен или не был. Его укладывали на пол со связанными руками и ногами, и один из евнухов начинал наносить удары палкой по пяткам, пока наказуемый не лишался чувств. Остальные новички наблюдали за наказанием, учились и ждали своей очереди: “Мальчик находится под наблюдением и учится у других юношей сераля, пока не будет готов к услужению. Тогда его продвигают по службе, приставляют к женщинам и могут даже поставить на службу султанше под наблюдение главного евнуха, или "начальника девственниц". Евнухи получали солидное жалованье в размере от 60 до 100 акча в день, два шелковых халата и также другое годовое содержание, не считая даров от других служб дворца. Имена им давались цветочные — Гиацинт, Нарцисс, Роза, Гвоздика. Поскольку они обслуживали женщин, их называли приличествующими невинности, чистоте и благоуханию именами”, — писал о евнухах Оттавиано Бон в книге “Сераль великого повелителя” (1608).
Во время ученичества молодые евнухи спали в больших общих комнатах. Росли они, играя с другими мальчиками и девочками-одалисками. За их дисциплиной следили так, как следят в военных училищах. В конце ученичества их, как и одалисок, приставляли к важным дамам гарема — принцессам, кадинам, дочерям и сестрам султана, к султанше матери. Мечтой каждого евнуха было занять положение кизпяр агаси (хозяин девочек), то есть главного черного евнуха.
Евнухи в Серале
Для охраны своих женщин султаны содержали страшно дорогую армию евнухов, которых насчитывалось до восьми сотен человек. Это были пленные или купленные невольники, кастрированные до наступления половой зрелости и осужденные на пожизненное служение своим владыкам. Белые евнухи служили в селямлике, где султан встречался с другими мужчинами. Селямлик Золотым путем, богатым коридором, отделанным редкой по красоте керамикой, соединялся с гаремом, где за женщинами присматривали черные евнухи. В руках главного черного евнуха, служившего связующим звеном между султаном и его матерью, была сосредоточена большая политическая власть. Официально его положение при дворе было приравнено к положению главного визиря (премьер-министр).
Лица, занимавшие пост главного черного евнуха, были посвящены в самые интимные тайны гарема и одновременно имели выход во внешний мир. Они-то и были самыми большими взяточниками и интриганами султанского двора. В окружении женщин, искушенных в умении вызывать у мужчин страсть, вся их жизнь проходила под знаком их сексуальной неполноценности. Часто из них получались хитроумные склочники, любая неприязнь которых быстро перерождалась в страсть к отмщению. Такой персонаж мы встречаем в “Персидских письмах” Монтескье (Монтескье, Шарль Луи (1689—1755) — французский философ, просветитель).
Я чувствую себя в Серале, как в своем маленьком царстве, и это льстит моему самолюбию, а самолюбие — единственная оставшаяся мне страсть. Я с удовольствием вижу, что все держится на мне и что я нужен поминутно. Я охотно принимаю на себя ненависть всех этих женщин: она укрепляет меня на моем посту. Но и я не остаюсь в долгу: они встречают во мне помеху всем своим удовольствиям, даже самым невинным. Я всегда вырастаю перед ними как непреодолимая преграда; они строят планы, а я их неожиданно расстраиваю. Цит. по: Монтескье Ш. Л. Персидские письма/Пер, с фр. под ред. Е. А. Гунста. — М., 1956. — С. 45.
Придворный карлик, также евнух, играл роль царского шута и забавлял султана и дам его гарема. Он не представлял собой какой-либо угрозы и потому мог быть участником самых интимных и тайных мероприятий. К примеру, в изданном в восемнадцатом веке сборнике миниатюр Левни “Зана-наме”, изображающих жизнь Сераля, среди служанок гарема, присутствующих во время родов жены султана, мы видим карлика, который своими шутками развлекает роженицу.
In the Dressing Room, Ettore Simonetti, Private collection
Главный черный евнух
Власть и престиж главного черного евнуха в империи были огромны. Он был главным должностным лицом империи после султана и главного визиря. Он был главнокомандующим дворцовой стражи, пашой, и занимал ряд других важных и ответственных постов. Он мог обращаться к султану в любое время и служил личным курьером в сношениях султана с главным визирем. Он был связным между султаншей матерью и сыном султаном. Всякая женщина, обращавшаяся к султану, должна была сначала предстать перед главным черным евнухом. Он был также одним из самых богатых людей империи, его все боялись, а потому все старались его подкупить и умилостивить.
Это он провожал новую одалиску в опочивальню султана. Эту церемонию описал в 1766 году Жан-Клод Фляша:
Наконец Хозяйка дома подводит к султану девушку, которую тот счел самой привлекательной... Она старается продемонстрировать все свои достоинства и понравиться султану. Тот бросает в сторону одалиски платок в знак того, что желает остаться с ней наедине, и немедленно занавеси вокруг комнаты султана задергиваются. Главный евнух ждет команды вновь их раздвинуть. В это время все женщины, что находились в зале и танцевали, пели, играли на музыкальных инструментах или просто отдыхали на подушках, поднимались, вступали в беседку и выражали свое почтение султану и его новой избраннице.
The Pasha's Concubine, Ferencz-Franz Eisenhut (1857-1903) Private collection
Если ночью в гареме происходило что-то чрезвычайное, только главный евнух имел право туда войти. В его обязанности входили защита женщин гарема, поставка в гарем новых одалисок, надзор за продвижением женщин и евнухов по службе, он выступал главным свидетелем во время свадьбы султана и крестин его детей, проводил все торжественные церемонии, такие как обряд обрезания, помолвки, именины, объявлял приговор осужденным женщинам гарема. Он отводил осужденных к палачу и он же надевал на них мешки, чтобы топить в море. Во второй половине шестнадцатого столетия власть евнухов еще больше возросла. В семнадцатом и восемнадцатом столетиях евнухи вместе с главными женщинами гарема захватывали бразды правления страной, пользуясь безволием и слабоумием правителей. Во время правления женщин (1558—1687) главный черный евнух был наиболее близким и ценным сподвижником султанши матери и жен султана. И те и другие сыграли существенную роль в упадке Османской империи:
Хоть и говорят, что у сорока таких вельмож, гарема не хватит мозгов, чтобы наполнить фиговое семечко, убийствам, совершенным по их наущению, просто нестъ числа. Во время правления Абдул-Хамида те, кто поднимались до высокого положения мусахиб (камергер) султана, обладали такой же властью, что и сам султан. В те времена главный черный евнух принимал в своих апартаментах высших чиновников страны. Одним из заговорщиков, стоявших за трагедией 31 марта, был Джевхер-ага. После провозглашения Танзимата (Танзимат — период реформ в XIX в. в Османской империи) военные приговорили его к смерти. Мои собственные наблюдения позволяют разделить евнухов на три категории: сверхчувствительные, дураки и болваны. При одном упоминании черных евнухов у людей портится настроение. Некоторые отказываются от кофе, потому что он “черный”, и просят вместо него чай.
Али Сейид-бей, "Церемонии и организации" (1904).
С начала девятнадцатого столетия власть главного черного евнуха стала ослабевать. К началу двадцатого столетия его функции были сведены к наблюдению за тем, чтобы женщины были одеты пристойно; он сопровождал женщин при выходе из гарема и наблюдал за их перемещением в городе, следил, чтобы их поведение не выходило за рамки предписанных правил, чтобы в гарем не проникали без разрешения торговки, разные работницы и гадалки; давал разрешение на посещение женщин гарема их подругами; он всегда находился в гареме на случай каких-либо происшествий.
The Deposed Favourite, Fernand-Anne Piestre Cormon (1845-1924) Private collection
Комментариев нет:
Отправить комментарий